Простые шаги в технике Мокуме Гане.

В статье Базовые шаги в технике Мокуме Гане мы рассмотрели стартовые шаги для освоения этой простой технике лепки. Зная основы, учиться лепить легко.

Основы техники Мокуме Гане

Мокуме Гане — это очень известная и любимая техника лепки из полимерной глины, по многим причинам:

  1. Это бесконечные творческие возможности.
  2. Эффект может быть достигнут случайным образом или более обдуманным способом.
  3. При работе с техникой Мокуме Гане можно включать несколько или огромное количество цветов.
  4. Шедевры в этой технике могут быть созданы с использованием бесконечных разновидностей текстур и узоров.

Для создания своих шедевров в технике Мокуме Гане нам потребуются следующие материалы:

  • полимерная глина минимум трех цветов
  • штампы или фактурные листы
  • паста-машина
  • акриловый ролик
  • острое лезвие или ножи

История рождения техники

Появилась техника мокуме гане в конце XVII века благодаря мастеру по изготовлению самурайских мечей Денбею Шаоми. Есть мнение, что идея соединения между собой разнородных металлов — это результат восточного экономного подхода к производству. Ввиду дефицита драгоценных металлов им старались найти достойную замену, которая не умаляла бы благородства самурайского меча.

Так или иначе, разработанную технологию Шаоми передал многочисленным ученикам, которые непрерывно дополняли и совершенствовали ее. Со временем Мокумэ начали применять не только для декорирования оружия, но и при изготовлении предметов быта: ваз, посуды, украшений.

Простые шаги в технике Мокуме Гане

Базовые шаги в данной технике очень просты и вполне реализуемы даже силами начинающего мастера.

Выбор глины и цвета

Для начала вам нужно будет приготовить свою глину. Вам понадобится один квадрат каждого из выбранных вами цветов, размятый и прокатанный на самой большой толщине паста-машины. Вы можете использовать любые цвета по вашему выбору и более трех, если хотите. Тем не менее, мы рекомендуем использовать один цвет либо черный, либо белый. Вы также можете использовать оба варианта. Они помогают заземлить узор мокуме гане.

Рекомендуем посмотреть очень интересное видео по технике Мокуме Гане

Подготовка полимерной глины к обработке

Необходимо нарезать одинаковые по форме квадраты с помощью катерра. На этапе подготовки один квадратный слой — один цвет.

Пропустите свой слои через пасту-машину на максимальной ширине. Мы хотим увеличить площадь.

Обрезайте любые участки вашей полимерной глины, которые выглядят неопрятно. Обычно это более короткие концы слоя, которые нуждаются в обрезке.

Сборка воедино

Складываем все квадраты-листы один на другой. Разрежьте лист пополам и сложите в стопку. На протяжении всего процесса мокуме гане позаботьтесь о том, чтобы укладывать так, чтобы один и тот же цвет всегда был обращен вверх. Никогда не делайте так, чтобы белое ложилось на белое, например. Это испортит всю картину.

Прогоните сложенные слои через пасту-машину узкой шириной. Таким образом, вы удлиняете простыню. Обрежьте края еще раз.

Разрежьте пополам и снова сложите. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока вы не будете довольны количеством слоев в вашем сборки.

Сколько раз вы складываете свой лист, будет диктовать, насколько сложным будет ваш шаблон в конце концов. Если у вас есть несколько слоев, шаблон будет широко открыт и более простым. Если у вас есть много слоев, шаблон будет выглядеть более занятым.

Финальная стадия Мокуме Гане

Разрежьте свой последний лист на четыре и снова сложите его. На этот раз вы не будете запускать его через машину для пасты. Теперь нужно решить с какой стороны прикладывать заготовку на текстуру.

Поэкспериментируйте. Результат всегда будет разный.

Таким образом, вы должны учитывать, какие цвета находятся под друг другом, поскольку они будут влиять на цвет общей картины.

Медно-латунное кольцо по технологии мокумэ-ганэ

Мокумэ-ганэ (текстурированный металл) — композиционный материал, составленный из разнородных и разноокрашенных металлов, образующих декоративный узор, часто похожий на фактуру древесины. Исторически техника мокумэ-ганэ использовалась в средневековой Японии для украшения оружия, прежде всего рукояток катан. Суть метода мокумэ-ганэ заключается в том, что несколько листов различных ювелирных металлов (может быть несколько десятков) имеющих разную толщину, складывают слоями в определённой очерёдности, нагревают при определённой высокой, но не приводящей к их плавлению температуре, так, что металлы спекаются между собой, образуя неразрывное соединение.

Из Википедии.

До изготовления этого кольца у мастера было 12 неудачных попыток. Он пытался сделать кольцо различными методами и с различными материалами, в основном медь, латунь и никель, но все методы не давали нужного результата. В основном неудача подстерегала на этапе холодной ковки, но причиной была неправильная термообработка. Причем, по его словам, он не новичок в металлообработке. Наконец попытки мастера увенчались успехом, и он делится удачным опытом с нами.

Инструменты и материалы: — Латунные пластины и стержни; — Медные пластины; — Хлорид железа; — Уксус; — Бура; — Ацетон; -Тиски; -Молоток; -Угловая шлифовальная машина; -Барабанная шлифовальная машинка и наждачная бумага; -Плоскогубцы; -Надфили; -Ножовка по металлу; -Напильники; -Алмазный шлифовальный диск; -Кольцевая оправка; -Горелка; -Полировочные диски; -Dremel;

Шаг первый: подготовка материала Есть несколько методов изготовления Мокумэ-ганэ. Мастер объясняет два из них.

Капельный метод.

Для этого метода мастер берет медную заготовку и разрезает ее на полосы. Затем заготовку нужно отковать. На фото видно толщина заготовки до ковки и после.

*Во время процесса ковки структура решетки металла сжимается. Если не выполнить процесс отжига, то на поверхности могут появиться трещины, что приведет к разрушению материала. Поэтому мастер отжигает заготовку несколько раз во время ковки. *В тексте статьи про отжиг написано, на видео отжига мастер не делает или не включил эту часть в видео.

Затем мастер сверлит в заготовке отверстия диаметром 2,5 мм (латунные стержни имеют диаметр 2,4 мм).

Многослойная заготовка. Второй метод — это просто чередование медных и латунных полосок. Мастер разрезает медный и латунный листы на полосы. Затем нужно очистить полосы от окислов. Это можно сделать или шлифованием, или с помощью уксуса. Шаг второй: очистка заготовок После резки материала необходимо подготовить его к процессу плавления и очистить материал. Для этого можно использую ацетон. Это легко воспламеняющееся химическое вещество, и при использовании этого материала нужно быть очень осторожны и никогда не размещать его возле огня. Для очистки можно распылить ацетон или поместить заготовки в емкость с жидкостью. Шаг третий: подготовка к термообработке Теперь нужно «собрать» заготовки. В отверстия в медной полосе мастер устанавливает латунные отрезки и расклепывает. Полоски без отверстий мастер чередует медь/латунь/медь и т.д. Причем медные полосы должны быть по краям заготовки, поскольку медь имеет более высокую температуру плавления, чем латунь, и такой порядок помогает поддерживать стабильность процесса. Дальше прессование материала, это является важной частью общего процесса.

Метод 1

Обмотка стопки проволокой: — В этом методе вся стопка связывается проволокой, и заготовка держится достаточно плотно, чтобы материал плотно прижимался. Многие японцы используют эту технику для «сборки» заготовки. Затем можно использовать пропановую горелку, чтобы нагреть материал.

Метод 2

Использование тисков: — Этот метод также хорош, если для нагревания используется кислородная горелка. Она нагревает материал с большей скоростью по сравнению с обычной пропановой или бутановой горелкой. Когда заготовка зажата в тисках, губки тисков действуют как теплоотвод. Поэтому нужно что-то, что может быстро нагреть материал. При таком методе, во время прогревания нужно периодически поджимать заготовку. Это делает намного лучший сплав между слоями.

Метод 3

На этом этапе можно использовать пластины. Это две толстые металлические пластины, с отверстиями под болты с каждой стороны, чтобы при затягивании болта весь узел сжимал материал. Но опять же нужно использовать кислородную горелку.

Во всех этих методах необходимо равномерно прогревать материал и поворачивать к горелке разными сторонами. Мастер использовал Метод 1, но нагревать заготовку будет в «печи» сложенной из огнеупорного кирпича.

Шаг четвертый: термообработка Термообработка является наиболее важной частью этой сборки, и от нее зависит, получилась ли правильная заготовка для мокумэ-ганэ или расплавленный металл. 1. Старайтесь равномерно нагревать материал. 2. Во время нагрева периодически убирайте горелку чтобы контролировать цвет заготовки. Разница в температуре плавления и температуре «спекания» очень мала. 3. Хорошо иметь образец материала, который имеет самую низкую температуру плавления в заготовке. Образец нужно разместить рядом с заготовкой и благодаря ему всегда сможете узнать, когда нужно остановиться. Если образец становится немного «липким», это означает, что работа закончена. 4. Не охлаждайте материал сразу, так как это может привести к разделению слоя. 5. Во время процесса не проковывайте заготовку. Эти металлы отлично куются при низких температурах, а ковка при высоких может способствовать расслоению концов заготовки.

Во время нагревания мастер выливаю небольшое количество буры на поверхность, чтобы избежать окисления, но можно и пренебречь этим. Если бура попадет между слоями, ее сложно будет удалить оттуда.

При нагреве медно-латунной заготовки, время остановки процесса, когда медь меняет свой цвет на тускло-желтый. После тускло-желтого цвета, следующий этап — светло-желтый, и это будет означать испорченную заготовку.

Шаг пятый: ковка Дальше заготовку нужно отковать. Толщина ее довольна большая и методом ковки мастер делает ее тоньше и длиннее. Этот шаг можно делать как горячим способом, так и холодным. Шаг шестой: кольцо Дальше нужно сделать форму кольца. Латунь менее гибкая и боясь расслоения мастер нагревает заготовку и придает ей нужную форму вокруг оправки. Затем закаляет заготовку в воде и отрезает перекрывающую полоску металла. Шаг седьмой: пайка и сокращение диаметра Теперь нужно сделать кольцо ровным без овалов, а затем спаять концы.

После того, как заготовка была сформирована с помощью оправки, мастер делает заготовку круглой формы. Во время этой работы заготовка 3-4 раза нагревается. Работа трудоемкая и делать ее нужно не спеша, необходимо было из кольца 6-го размера сформировать кольцо 11.

Перед пайкой мастер, с помощью ювелирной пилы, делает пропил на стыке. Нужно, чтобы оба конца были параллельны. Для пайки он использует припой с низкой температурой плавления. После пайки охлаждает заготовку в воде. Затем используя различные инструменты, мастер обтачивает внутренний и наружный диаметр кольца, добиваясь нужны размеров. Шаг восьмой: грани и насечки С помощью УШМ на наружной поверхности формирует грани. Для изготовления насечек мастер закрашивает маркером торцы кольца. Затем чертит по диаметру центральную линию. Разбивает окружность на равные отрезки. Треугольным напильником формирует насечки. Шаг девятый: шлифовка и полировка Далее мастер шлифует и полирует кольцо, периодически охлаждая его. При шлифовке нужно выбрать такой инструмент, чтобы он не повредил ранее созданный рисунок. Шаг десятый: химобработка После полировки трудно увидеть слои металлов. Чтобы выделить структуру кольца мастер помещает его в емкость с раствором хлорида железа примерно на 2-3 минуты. Затем промывает водой, затем мыльным раствором и снова водой. После этого помещает его в уксус примерно на 20 минут. Все готово. Год работы и 12 неудачных попыток дали результат. Мастер уверен, что в следующий раз у него все получится еще лучше, а приобретенный опыт бесценен. Весь процесс по освоению техники мокумэ-ганэ можно посмотреть на видео.

Источник (Source)

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Современные тенденции

Более двух столетий техника мокумэ гане оставалась неизвестной за пределами Японии. Лишь в конце XIX века необычные изделия начали экспортироваться в европейские страны. Много сил и времени ушло у западных мастеров, чтобы разгадать тайну восточной металлической древесины. Из-за сложности техники качественные изделия и сегодня являются большой редкостью. Несмотря на современные достижения ювелирного производства и наличие технологичного оборудования, в мире вряд ли наберется сотня по-настоящему квалифицированных мастеров, работающих в данном направлении.


Кольца, выполненные в технике мокуме гане. Фото: christophersfjd.com

Сегодня ювелирные изделия, выполненные в технике мокумэ гане, относятся к эксклюзивным украшениям и имеют соответствующую стоимость. Кроме уникальности каждой вещи и трудоемкости процесса ее производства дополнительным фактором удорожания является большое количество невозвратных отходов, так как используемые драгоценные металлы после диффузной сварки не подлежат дальнейшей переработке.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...